logo

Эксперимент: мы предложили известным СМИ деньги за публикацию чернухи о Давиде Брауне. Многие согласились

Автор MC Today Юля Демченкова проверила на собственном опыте, как работает схема размещения в СМИ заказных материалов. Она представилась помощницей народного депутата, написала несколько десятков писем в общенациональные СМИ и спросила, сколько будет стоить очернить оппонента, снять неугодную нам статью и разместить материал без плашки «Реклама».


За пять минут я создала почтовый ящик на ukr.net, с которого стала писать в коммерческие отделы украинских СМИ. Я задавала три вопроса: можно ли убрать невыгодные для «нашего кандидата» материалы, опубликовать нужные ему сюжеты без пометок «Реклама» и им подобных и выпустить материалы про наших оппонентов.

После того как мне отвечали, я просила коммерческие отделы редакций опубликовать статью, в которой мы с редактором представили себя в роли Russia Today. Для статьи я выбрала Давида Брауна (Арахамию) — волонтёра, основателя двух IT-компаний (TemplateMonster и Weblium), числящегося под номером четыре в списке партии Зеленского и (это важно!) грузина по национальности.

«Давид Георгиевич родился в Гаграх — городе, который в 90-х сражался с грузинскими войсками за принадлежность к России».

Мы выдумывали как могли.

«В 2014-м Арахамия назвался волонтёром, основал “Народный проект” для помощи АТО и… всего год спустя купил себе виллу в Сан-Тропе. Как нам удалось узнать, в новых соседях у Давида одиозный российский олигарх Олег Дерипаска и несколько беглых экс-лидеров ЛНР и ДНР, которые в первые годы войны разграбили Донбасс до нитки».

Ответы начали приходить сразу. Первыми откликнулись «Вести».

Ольга Семченко, владелица издания «Вести»

«Вести» — раздражающий фактор для власти <…> масштабнейшая атака против свободы слова в Украине. Украина системно подавляет неугодные власти СМИ

На деле упомянутый выше материал без плашки «Реклама» стоит у «Вестей» 16,2 тыс. грн, c пометкой «Актуально» – 9,6 тыс грн. На самом сайте информация о том, что раздел «Актуально» рекламный, есть только в правилах пользования. Материалы в нем выглядят точно так же, как и редакционные, например, вот этот.

Издание «Вести», как и UBR, входит в медиахолдинг «Вести Украина», которым владеет Ольга Семченко — гражданская жена Александра Клименко, который был министром доходов и сборов при Януковиче.

Следующие, кто откликнулись, – NewsOne. До октября 2018 года порталом управлял Андрей Портнов, экс-замглавы администрации президента во времена Януковича. Когда в 2017-м экс-владелец холдинга «Вести» и главный редактор strana.ua Игорь Гужва проходил по делу о неуплате налогов, его защищал именно Андрей Портнов. Нынешний собственник канала – депутат от Оппозиционного блока Тарас Козак.

Сотрудники NewsOne

Мы считаем, что свобода слова и уважение прав журналистов являются одной из базовых ценностей в Европейском Союзе и одним из четких критериев определения готовности Украины к евроинтеграции, который закреплен в Соглашении об Ассоциации ЕС – Украина.

Коммерческий директор NewsOne не согласился на публикацию статьи. «В этой статье много обвинений, которые не подтверждены», – ответил наш собеседник. Если мы перепишем материал и добавим источники информации, то всё в порядке. Цена вопроса – $1500.

С аналогичным предложением мы пришли в некогда принадлежавший, по данным СМИ, экс-главе Нацбанка Сергею Арбузову «Капитал». Чиновник находился у власти все при том же Януковиче.

«В чем проблема украинских СМИ? Не в том, что они в подавляющем большинстве являются инструментами пропаганды. А в том, что это всех устраивает» – Вячеслав Чечило, главный редактор Capital.ua

Нам предложили сделать републикацию нашего произведения, если статья выйдет в других СМИ (далее мы убедимся, что это не проблема), а также прислали презентацию с вариантами «чёрного пиара» в 70 изданиях. Некоторые из них упоминаются ниже в тексте.

Эксперимент: мы предложили известным СМИ деньги за публикацию чернухи о Давиде Брауне. Они согласились

«Провокации, «троллинг», генерация компромата онлайн откроют безграничные возможности для анонимной борьбы с конкурентами и идеологическими врагами», – пишут в «Капитале». Вышеописанную статью для «Капитала» назвали слишком «серой», однако предложили разместить ее на inpress.ua и vz.ua по $150 за каждый ресурс.

Эксперимент: мы предложили известным СМИ деньги за публикацию чернухи о Давиде Брауне. Они согласились

А также сообщили, что «плотно работают с национальным порталом delo.ua»

После выхода публикации PR-служба Delo.ua прислала свою позицию относительно материала. «Причин, по которым третьи лица, не имеющие отношения к редакции, ссылались на наш деловой портал в переписке с вами, мы не знаем, тем более, что письмо могло быть “фейковым” – о чем свидетельствует адрес отправителя. Никакого сотрудничества с изданием “Капитал” по состоянию на 17 июля 2019 года не было», – сообщили в пресс-службе медиа.

Эксперимент: мы предложили известным СМИ деньги за публикацию чернухи о Давиде Брауне. Они согласились

«Дело» и «Капитал» связывают общие руководители. В 2019-м году холдинг «Экономика+», в который входит delo.ua, купил советник командующего Нацгвардии Украины и сооснователь центра PATRIOT Константин Паршин, а новым руководителем стал бывший гендиректор «Капитала» Илья Чудновский.

Бывший шеф-редактор «Капитала» – Александр Бердинских – был также главным редактором «Экономических известий» и сооснователем журнала «Деньги». В 2018-м издание «Экономические известия» попало в санкционный список Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины, после чего они стали называться «Экономические новости» и переехали на домен enovosty.com.

В «Экономических новостях» сходу согласились опубликовать наши тексты без пометки «Реклама».

Эксперимент: мы предложили известным СМИ деньги за публикацию чернухи о Давиде Брауне. Они согласились

 

К сожалению, статью про Давида Брауна там разместить не согласились.

Эксперимент: мы предложили известным СМИ деньги за публикацию чернухи о Давиде Брауне. Они согласились

Одна из причин, по которой я выбрала Давида Брауна для своей «разгромной» статьи, — вопрос, какие СМИ готовы пройтись по национальности кандидата.

«Те, кто говорят о еврейской угрозе, нависшей над Украиной, кажется, не знают историю этого дуэта: абхазского миллионера и якобы антироссийского бывшего президента Грузии <…> Сейчас Арахамия, называя себя новым лицом в украинской политике, продолжает продвигать интересы своих соотечественников. И это вовсе не украинцы».

Без правок статью принял Bagnet. Всего за 10 тыс. грн.

Эксперимент: мы предложили известным СМИ деньги за публикацию чернухи о Давиде Брауне. Они согласились

Устав от попыток разместить чернуху, я написала в UNIAN, попросив коммерческий отдел издания убрать текст с заголовком «Головний “євробляхер” України попався на їзді тротуаром (відео)»

UNIAN

Як українському медіахолдингу, що керується принципами відкритості, поваги, прозорості та здорового глузду <...>

Замглавы рекламного отдела Юрий Пономарев сперва поговорил со мной по телефону, после чего прислал СМС с личной почтой и запросил за удаление статьи $2000.

В Liga.net сразу сказали, что «снять» неугодную нам статью за деньги нельзя, как и опубликовать материал про Давида Брауна.

На вопрос, возможно ли размещение материалов без пометки «Реклама» наш собеседник из агентства AdLove, которое обслуживает Liga.net, ответил – «На “Лиге” есть возможность публикации материалов с пометкой “Про выборы 2019”, пример по ссылке». За эту услугу там запросили 20 тыс. грн. При этом, наш собеседник представился сотрудником «коммерческого отдела» издания.

Статья, которую нам прислали в качестве примера, выглядит как обычная новость о выборах, но как позже объяснили в редакции издания, сообщение размещается в отдельном рекламном блоке, который не смешивается с редакционным контентом Liga.net и не выводится в информационные ленты.

Эксперимент: мы предложили известным СМИ деньги за публикацию чернухи о Давиде Брауне. Они согласились

Пометка о том, что статьи с плашкой «Про выборы 2019» являются рекламными, присутствует в «подвале» сайта. Насколько это вводит или не вводит в заблуждение читателя, оставим на совести коммерческого отдела издания.

Абзацы выше и последующий текст, где речь идет про Liga.net, был исправлен по просьбе наших коллег из издания. Как нам пояснили в Liga.net, Adlove – это агентство по продаже и созданию медийной рекламы, PR и рекламного контента на более, чем 70 украинских ресурсах, созданное в рамках группы компаний «Лига» в 2016 году. Сейчас в нем работает 11 человек, все коммерческие материалы на liga.net размещаются только через AdLove, но в агентстве не влияют на решения редакции и редакционную политику.

В 2016-м на ресурсе выходил материал авторства Петра Шуклинова «Как отличить новостные медиа от сомнительных ресурсов».

Рекламодатель часто не хочет никаких меток вообще и предлагает за это доплатить. Позиция редакции в этом случае звучит так: извините, это невозможно. Рекламная новость вообще без каких-либо обозначений на LIGA.net не появится.

Эксперимент: мы предложили известным СМИ деньги за публикацию чернухи о Давиде Брауне. Они согласились

Петр Шуклинов писал: «Если речь о подрыве репутации третьих лиц, черном пиаре или проблеме, выходящей за рамки компетенции политика – такое сообщение не появится даже с рекламной пометкой».

Но, как выяснилось в ходе переписки, если «материалы будут правдивые и без оскорблений кандидатов», то в агентстве AdLove рассмотрят возможность размещения информации про оппонентов за деньги – «но нужно видеть материал». И при условии, если размещение согласует редакция.

Эксперимент: мы предложили известным СМИ деньги за публикацию чернухи о Давиде Брауне. Они согласились

После публикации этой статьи в редакции LIGA.net объяснили, что такие материалы – об оппонентах не публикуются порталом ни при каких условиях, и ни с какими плашками. Агентство может лишь передать материал в редакцию на рассмотрение. Конечное слово всегда за редакцией – публиковать или нет.

Нашу статью, даже в немного сокращенном варианте, в агентстве AdLove на liga.net публиковать отказались, пояснив, что «редакция такое не опубликует», но сообщили, что ряд других партнеров агентства подумает над публикацией, если я предоставлю доказательства.

Эксперимент: мы предложили известным СМИ деньги за публикацию чернухи о Давиде Брауне. Они согласились

После выхода материала главред Liga.net Борис Давиденко объяснил свою позицию. Текст доступен по этой ссылке.

Из «Нового Времени» ответила вежливая девушка Ирина, которая вместо подходящего к случаю «Да вы охренели?» написала, что «рада заочному знакомству», но что даже с плашкой «Реклама» большинство политических новостей редакция не примет.

Эксперимент: мы предложили известным СМИ деньги за публикацию чернухи о Давиде Брауне. Они согласились

Многие СМИ не ответили вообще, чуть больше десятка писем вернулись с отметками о проблемах с доставками письма. Но «Новое Время» – это единственное издание, где отказали без оговорок. В общем, молодцы.

По рекомендации юристов мы убрали имена, личные телефоны и email-адреса сотрудников редакций со скринов. Те контактные данные, которые есть в открытом доступе, а также обезличенные адреса в материале остались. Полная переписка со всеми вышеупомянутыми лицами есть в распоряжении редакции.

Вместо итога

Украинские медиа – не первые и не последние в перечне источников фейковой информации. На скрытую рекламу соглашаются не только СМИ, но и популярные блогеры, и лидеры мнений. Об этом, правда, без привязки к политике, MC Today писал еще в 2016-м.

Вот главные украинские «джинсовики» в предвыборный период (данные «Института массовой информации»).

Эксперимент: мы предложили известным СМИ деньги за публикацию чернухи о Давиде Брауне. Они согласились

Об одной из таких ситуаций, где команда Петра Порошенко развернула кампанию по черному пиару в Фейсбуке, весной писали журналисты theBabel.

Схема простая и надежная: пишется фейковая новость или снимается фейковое видео, информация публикуется на «дружественных» страницах, вливаются деньги в раскрутку постов.

Вот главные заказчики «чернухи» (данные ИМИ).

Эксперимент: мы предложили известным СМИ деньги за публикацию чернухи о Давиде Брауне. Они согласились

И еще: насколько я знаю, Давид Браун (Арахамия) – хороший и порядочный человек. Надеюсь, он простит нас за бредовую статью, которую я о нем написала для нашего эксперимента.

Редакция MC Today благодарит юридическую компанию Axon Partners и лично Диму Гадомского и Владимира Присяжнюка за помощь в подготовке материала.

Вам будет интересно прочесть:

1. За сколько, кому и как украинские Facebook-блогеры продают личное мнение

2. Джинса в украинском Facebook. Зачем блогеры предают читателей за три серебряника?

3. Невыплаты, джинса и давление депутата Хомутынника на редакцию. Почему из «Фокуса» уходят сотрудники

Вдохновляющие истории и полезные кейсы в нашем Telegram-канале

Вдохновляющие компании

«Битрикс24»
0 вакансий

«Не ругаем за ошибки, а приветствуем их». Как устроена работа в «Бітрікс24»

Мы – №1 на украинском рынке CRM-систем. Как нам удалось построить команду, в которой комфортно работать.

Genesis
1 вакансия

Genesis: как Facebook для США, наша компания станет визитной карточкой Украины в мире

Мы создаем компанию, которая станет визитной карточкой Украины в мире. Как Facebook и Google стали для США, Alibaba для Китая, а Skype – для Эстонии.

148 человек сказали, что хотят работать в Genesis

Вакансии компаний

PR директор в Цитрус

Компания «Цитрус» — лидер продвижения и развития направления робототехники, электротранспорта и гаджетов в Украине открывает конкурс на замещение вакансии «PRD».

Одесса
Полная занятость

Вакансия ассистента консультанта по нативной рекламе MC Today

«У нас вы сможете развиваться в сферах медиа и продаж»

Удаленная работа
15 тыс. грн в месяц при достижении поставленных целей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: