logo
05 Oct 2020

MC.today выиграли суд у издателя delo.ua: подробности

Тимур Ворона BLOG

Главный редактор ITC.ua, совладелец Creators Media Group

Летом прошлого года мы выпустили расследование, где рассказали, как работает схема размещения в СМИ заказных материалов, сколько стоит очернить оппонента, снять неугодную статью и разместить материал без плашки «Реклама».

Через полгода после публикации материала мы получили иск от одного из его фигурантов – издательства «Экономика» (им принадлежат delo.ua, MMR и Womo), со странными требованиями – выпустить опровержение того, что delo.ua связано с изданием вице-премьера Януковича «Капитал». MC.today выиграли суд. Рассказываю, как это было.


Эксперимент: разместить «джинсу» в украинских СМИ проще простого

В 2019 году мы решили провести журналистский эксперимент – написали заметку в стиле Russia Today и «киселевщины» про известного украинского предпринимателя Давида Брауна. Незадолго до этого он объявил о том, что идет в политику.

Мы выдумывали как могли. «В 2014-м Арахамия назвался волонтёром, основал “Народный проект” для помощи АТО и… всего год спустя купил себе виллу в Сан-Тропе. Как нам удалось узнать, в новых соседях у Давида одиозный российский олигарх Олег Дерипаска и несколько беглых экс-лидеров ЛНР и ДНР, которые в первые годы войны разграбили Донбасс до нитки».

Эту статью мы предложили выпустить за деньги десяткам известных украинских СМИ. Создали почту на ukr.net, представились помощницей кандидата в народные депутаты и ушли рассылать письма. Многие согласились и выставили счет за размещение.

Я не буду подробно пересказывать эту историю, она детально описана по этой ссылке.

Как связаны экс-премьер Арбузов, издание «Капитал», и delo.ua

Когда мы готовили расследование, то в числе прочих изданий написали в «Капитал». Во времена правления Януковича это было популярное деловое издание с сильной командой. Им руководил медиаменеджер Илья Чудновский, а само издание связывали с вице-премьером Арбузовым. После бегства Януковича команду отправили в незапланированный отпуск, а выпуск бумажной версии газеты остановили.

В ходе переписки о «размещении новости» нам прислали большую презентацию, в которой описывали варианты «черного пиара» в 70 изданиях. «Провокации, «троллинг», генерация компромата онлайн откроют безграничные возможности для анонимной борьбы с конкурентами и идеологическими врагами», – написали из «Капитала».

В одном из писем наш собеседник упомянул, что они «плотно работают с национальным порталом delo.ua».

В одном из писем наш собеседник упомянул, что они «плотно работают с национальным порталом delo.ua».

Получив эту информацию, мы автоматически проверили новых владельцев «Экономики» и обнаружили, что Илья Чудновский – новый директор ТОВ «Комунікаційний хаб Економіка». Ранее он занимал должность директора в компании-издателе «Капитала» – ТОВ «Ділова преса країни». После этого мы решили, что эту цитату стоит добавить в материал.

После публикации материала delo.ua прислали комментарий, что не сотрудничает с «Капиталом», мы добавили их комментарий в статью и забыли о ней.

После публикации материала delo.ua прислали комментарий, что не сотрудничает с опальным «Капиталом», мы добавили их комментарий в статью и забыли о ней.

От нас потребовали опровергнуть информацию о сотрудничестве двух изданий. Их связывает один директор

История получила неожиданное продолжение через полгода. Нам прилетел судебный иск от издательства «Экономика» (владеет delo.ua, MMR и WOMO), которое незадолго до эксперимента с «джинсой» купил Константин Паршин – непубличный бизнесмен и общественный деятель из Днепра.

В начале двухтысячных СМИ называли его рейдером, а когда мы описывали историю со сделкой, собеседники MC.today связывали его с Юлией Тимошенко, а саму покупку называли «политической» – накануне выборов в Верховную Раду. После сделки из delo.ua уволилась большая часть команды из-за несогласия с политикой нового владельца.

В иске от нас потребовали написать, что информация о сотрудничестве «Капитала» с delo.ua является недостоверной и опубликовать опровержение.

Мы отказались. Об этом шла речь в письме, у изданий – один директор, который перешел с одной работы на другую, у нас нет доказательств, что это неправда. Почему мы должны опровергать только потому, что этого кому-то хочется? Защищать нас мы доверили украинскому офису белорусской компании SBH Law Offices, которым руководит Ксения Проконова – по нашему мнению, одна из самых профессиональных юристов в стране. Нашим адвокатом по этому делу стал Роман Лиходед.

Жернова украинского правосудия раскручивались неторопливо. Первое заседание назначили на март 2020 года. Следующие месяцы суд изучал доказательства сторон и обстоятельства дела и окончательное решение принял только 30 сентября.

Немного скучных юридических моментов – почему мы выиграли

Загвоздка для «нападавших» заключалась в том, что по закону недостаточно подать иск на того, кто распространил информацию. Нужно еще выяснить, кто эту информацию озвучил. В нашем случае – юристы «Экономики» должны были установить, кто отвечал от имени «Капитала», и сделать его соответчиком. Либо же если выяснить не получится, то хотя бы попытаться.

Учитывая, что два издания (delo.ua и «Капитал») связывает один директор, судя по вот этому интервью Ильи Чудновского и вот этой информации из YouControl – несложно догадаться, что юристы «Экономики» не горели желанием устанавливать личность нашего собеседника (тот по понятным причинам не раскрывал, как его зовут).

Данные из YouControl
Данные из YouControl

Доказательств того, что утверждение о сотрудничестве двух изданий неправдивое, юристы из «Экономики» не предоставили, как и не опровергали наличие переписки. Зато после подготовительного заседания подошли к нашему адвокату со словами «готовьтесь, будем вас сношать».

Наши аргументы в суде:

  1. Никому не интересен автор статьи. Судиться сразу решили только с нами.
  2. Истцу не пришло в голову обратиться с вопросами к «Капиталу», который якобы порочит их честное имя заявлениями о сотрудничестве.
  3. Истец не имеет никакого отношения к delo.ua – собственником доменного имени delo.ua является другая компания – ТОВ «Видавництво “Економіка”».
  4. Кто-то из «Капитала» написал, автор статьи лишь показал публично эту переписку. Автор статьи не сам придумал эту информацию. Это как обвинять камеру в том, что ты сболтнул лишнего на видео.
  5. Delo.ua уже воспользовалось правом на ответ, и мы разместили их комментарий в статье. Что еще нужно?

Это если вкратце о скучном.

30 сентября суд отказал в иске нашим оппонентам. Ждем полное решение и с удовольствием им поделимся.

Что в сухом остатке

С первых дней работы MC.today мы руководствуемся простыми и понятными принципами журналистской этики. Не выпускать рекламу без пометки, что это спонсорский материал, информацию из анонимных источников перепроверять минимум у троих не связанных между собой людей, не удалять вышедшие материалы, не брать деньги за редакционные материалы.

Спасибо нашим юристам – Ксении Проконовой и Роману Лиходеду из SBH Law Offices за то, что помогают отстаивать эти принципы.

Этот материал – не редакционныйЭто – личное мнение его автора. Редакция может не разделять это мнение.

По теме:

Вакансии

Разместить вакансиюЕще 25 вакансий

Вдохновляющие компании

У них 10 млн посещений в месяц, а в «черную пятницу» – 200 заказов в минуту. Секреты успеха Kasta

Мы – модный маркетплейс Украины. Каждый месяц наш сайт посещает около 10 млн клиентов, чтобы купить любой из 2 миллионов товаров

Limestone Digital

Компания сделала все, чтобы стать лучшим работодателем для своих сотрудников, и не собирается на этом останавливаться

Вакансии компаний

РАЗМЕСТИТЬ ВАКАНСИЮ
ЗА 1600 ГРН

SEO Analyst

ОН Клінік, Другой
$500–2000

Middle PPC Специалист в Promodo

Promodo, Харьков
Вилка ЗП от 800$

Інтернет-маркетолог

Наукові публікації, Киев
25 000 грн

Product Manager

Parimatch Ukraine

ЕЩЕ 22 ВАКАНСИИ

Спецпроект

Вдохновляющие компании-работодатели

Alfa
«БИОСФЕРА»

Ваша жалоба отправлена модератору

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: